Наверх

Microsoft SharePoint не готов к взрывному росту?

Архив
Время чтения: 7 минут
0
Microsoft SharePoint не готов к взрывному росту?

Компания IDG опубликовала данные опроса компаний по использованию Microsoft SharePoint. Аналитики отмечают серьезное увеличение популярности этой разработки, что, в свою очередь, привело к возникновению целого ряда проблем.

Михаил Демидов

Компания IDG опубликовала данные опроса компаний по использованию Microsoft SharePoint. Аналитики отмечают серьезное увеличение популярности этой разработки, что, в свою очередь, привело к возникновению целого ряда проблем.

В подготовленном IDG исследовании выяснилось, что 62% опрошенных ИТ-директоров называют SharePoint ключевым компонентом своей ИТ-инфраструктуры и планируют использовать ее и далее в ближайшие годы. Самыми главными направлениями роста для этого продукта, по версии IDG, являются сектора BPM (управление бизнес-процессами) (63%), RM (управление документами) (40%), WCM (управление веб-контентом) (39%), разработка приложений (35%).

Опрошенные CNews эксперты и игроки отечественного рынка СЭД считают, что приведенные в отчете IDG цифры, в принципе, могут быть интерполированы на Россию, но с некоторыми оговорками. Сергей Бушмелев, ИТ-аналитик компании DIRECTUM, отмечает, что по приоритетным направлениям (управление бизнес-процессами, управление документами, управление веб-контентом, разработка приложений) показатели будут такими же. «Новые экономические условия подталкивают компании пересмотреть свою политику в части управления бизнес-процессами, и внедрение BPM-решений многими рассматривается сегодня, как эффективный способ сократить издержки». Эксперт говорит и о том, что растет и количество компаний, самостоятельно внедряющих технологии SharePoint и использующих эту платформу для создания корпоративных приложений. Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, тем не менее, замечает, что в нашей стране доля BPM и RM для SharePoint оказалась бы значительно ниже. Сергей Якимчук, менеджер по развитию направления SharePoint в компании TerraLink, выражает уверенность, что процент для сектора WCM на российском рынке значительно ниже и едва ли он превышает 10%. «Сказывается не только успешное действие на нашем рынке других игроков, но и общая информационная «закрытость» отечественных предприятий. Большинство работников PR-отделов строго отделяют внутрикорпоративную информацию от публикуемой - настолько, что переход контента за сетевой экран представляется им куда более важным действием, чем публикация одним кликом, доступная в SharePoint», - так объясняет свою точку зрения эксперт.

В компании «1С-Битрикс» отметили, что похожего типа исследование уже проводилось. Оно было ориентировано на СМБ-сектор, и в нем участвовало более 50 компаний из разных стран мира (более половины – из США). Исследование, о котором говорит «1С-Битрикс», выявило, что основные требования, которые эти фирмы выдвигают к корпоративным порталам, заключаются в возможности организации централизованной площадки для коммуникаций и коллективной работы (100% и 80%, соответственно), размещения и поиска информации (60%) и только потом, документооборота (40%) и управления бизнес-процессами. Исследование также показало, что у компаний растет потребность в расширении функций корпоративного портала вовне, то есть бизнес хочет использовать портал не только для внутренних коммуникаций, но и для создания площадки для общения с клиентами и партнерами. Татьяна Романова, директор по западным продажам компании «1С-Битрикс», отметила, что цифры отчета IDG при переносе их на российские реалии во многом зависели бы от размера компаний. «В крупных российских компаниях, где уже внедрен SharePoint, скорее всего, отличий от американских нашлось бы мало. В них уже есть основная направленность на автоматизацию некоторых бизнес-процессов, а также документооборот». Тем не менее, как замечает эксперт, нельзя забывать, что почти в любой крупной компании мира существуют более иерархическая структура, менее демократичный обмен информацией, более официальный язык и строго регламентированные коммуникации (за исключением ИТ и инновационных компаний, вроде Google). Для таких компаний, корпоративный портал это инструмент повышения эффективности работы за счет автоматизации и оптимизации процессов, чем коммуникаций.

В то же время, по данным того же отчета, такой взрывной рост популярности платформы не был запланирован, что, по мнению респондентов IDG, привело к возникновению целого ряда проблем. Опрошенные ИТ-специалисты отметили наличие неэффективной организации рабочей среды (44%), плохо организованного управления контентом (40%) и недостаточную стратегию развития корпоративных сайтов (38%). Конечные пользователи получили проблемы в виде затруднений в поиске нужной информации на корпоративных порталах (43%) и огромного числа документов-дубликатов (42%). С этими результатами не согласны в той или иной степени практически все эксперты в России. Особенное недоумение у них вызвала формулировка IDG о «внеплановом росте» SharePoint. Сергей Якимчук считает, что этот рост принесли долгосрочные маркетинговые старания Microsoft. Сергей Бушмелев, в свою очередь, предполагает, что «незапланированным» рост был только для самих аналитиков IDG: «Конкурент IDG, аналитическое агентство Gartner относит Microsoft к числу мировых лидеров рынка ECM, и для Gartner, думаю, рост популярности SharePoint, тоже не был неожиданным». По его мнению, из-за того, что базовая функциональность продукта SharePoint (WSS), по сути, является бесплатной, определенная доля респондентов опроса IDG некорректно его оценила: «компании либо поскупились на профессиональные услуги, либо переоценили свои возможности по внедрению технологий SharePoint. Вообще, когда представители коммерческих компаний говорят о недостатках какого-либо коммерческого продукта, это напоминает позицию подростка, который пытается переложить ответственность за свои промахи на других», - продолжает спикер. «В компаниях, имеющих четкую ИТ-политику в части использования корпоративных порталов, такие проблемы возникают значительно реже». «Такая ситуация с неудовлетворительными сценариями обработки, затрудненный поиск, дублирование документов характерно для стихийно внедряемой CMS. Sharepoint позволяет начать работу с ним немедленно, сразу после инсталляции. Воодушевленные пользователи начинают наполнять систему документами и использовать новые функции, например, управление версиями и доступ через веб. Стихийное наполнение контента и приводит к описанным последствиям», - объясняет такие результаты Андрей Лубенец, менеджер по развитию вертикальных продуктов ABBYY Россия. Однако, по его словам, это гораздо лучше, чем файловая система, но, конечно, хуже, чем системное внедрение.. «Sharepoint позволяет закрыть сиюминутные потребности организации, и в перспективе создать полноценную CMS. Этим и обусловлено его стремительное распространение», - заключает эксперт. По мнению Сергея Якимчука, указанные в отчете проблемы связаны с практикой использования SharePoint в компании. В интервью корреспонденту CNews он рассказал, что SharePoint часто применяется как средство автоматизации одного–двух процессов, после чего заказчики начинают активно использовать и развивать существующее решение, запускают параллельно независимые проекты в разных департаментах. При этом они ожидают получить комплексную систему, а получают «лоскутную автоматизацию». «Большое количество функций и возможностей, доступных непосредственно после инсталляции, не должно отменять создания видения или стратегии развития портала и должно быть плотно связано с планами развития ИТ на предприятии», - говорит эксперт, добавляя, что проблемы конечных пользователей возникают из-за недоработок команд внедренцев. «Обе приведенных проблемы сводятся к тому, что пользователь не понимает, на каком именно сайте он находится, где ему искать и где создавать документы. При этом мы должны отдавать себе отчет, что тот же пользователь прекрасно справляется с двумя-тремя десятками интернет-сайтов в день. Ответ можно искать в обучении, в дизайне сайтов, в более простой навигации или даже в мотивации сотрудников - например, развлекательный контент как правило интересней корпоративного», - заключает господин Якимчук. О правильном видении ECM для команды внедренцев говорит и Татьяна Романова, замечая, что подобная стандартная практика используется далеко не во всех компаниях.

Сергей Курьянов, в свою очередь отмечает, что исследование выявило не трудности использования порталов в СЭД/ECM, а о проблемах SharePoint с классом задач BPM по оценкам пользователей. Он утверждает, что, в общем-то, эти же замечания высказываются и в России, однако, замечает, что по неофициальной информации, циркулирующей среди разработчиков на платформе SharePoint, как раз выходящий в следующем году в составе Microsoft Office System новый SharePoint портал должен большинство этих трудностей закрыть. «Однако, поскольку бета-версии этого продукта еще нет, оценить это невозможно», - подчеркивает господин Курьянов.

Источник: CNews, 28 августа 2009

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь