Наверх

Обязательный КЭДО: когда настанет день Х?

Время чтения: 12 минут
0
Обязательный КЭДО: когда настанет день Х?

В потоке ежедневной информации всё чаще появляются новости о том, что кадровый электронный документооборот станет обязательным. Предпосылок к этому так много, что вопрос сейчас лишь в том, как скоро появится соответствующий федеральный закон. Разберемся — сколько времени осталось у бизнеса на то, чтобы сменить курс в кадровом деле, и нужно ли поторопиться с цифровизацией HR-процессов.

Жизнь без КЭДО и с ним: очевидная разница

Что такое кадровый документооборот? Это около 80 различных документов, которые HR-специалистам приходится оформлять на одного сотрудника за время его трудовой деятельности в организации. А если работников сотни или тысячи? Для каждого из них нужно создать, распечатать и подписать:

  • трудовой договор и допсоглашения к нему в случае необходимости;
  • приказы о приеме на работу или переводе на другую должность;
  • инструктажи по безопасности труда;
  • приказы на отпуск и графики отпусков;
  • приказы на командировку;
  • локальные нормативные акты и листы ознакомления к ним;
  • заявления и уведомления.

Достаточно представить массивные шкафы с папками личных дел со сроком хранения до 75 лет, чтобы понять, сколько средств компания расходует на покупку бумаги, обслуживание офисной техники, курьерские услуги, содержание внушительного архива кадровых документов и сколько времени тратят работники отдела кадров на бумажный документооборот.

Примерные расходы на бумажный КЭДО*

Количество сотрудников в компании чел 2000
Количество создаваемых документов на всех сотрудников за год шт 37 485

Средняя стоимость одного бумажного документа

руб 202
Затраты на бумажный КДО за год руб 15 138 132
Стоимость внедрения информационной системы для КЭДО на примере Directum RX  руб 2 630 000
Затраты на ЭДО после автоматизации руб 9 083 119
Экономия в результате перехода на КЭДО за год руб 6 055 413

* по подсчетам специалистов компании Directum

Вывод — благодаря КЭДО в три раза сокращаются расходы на организацию документооборота, уменьшается трудоемкость процессов, исключаются ошибки, подписание и согласование проходят быстрее, а архив становится удобным. Специальные помещения для хранения больше не нужны.

Эксперименты с КЭДО в масштабах страны

Преимущества цифровой трансформации работы кадровых отделов доказали два эксперимента, проходившие в нашей стране с 2018 по 2021 годы. Первый пилот почти никто не заметил, но он подсветил важные моменты.

Итогом этого эксперимента стал Федеральный закон № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде». Он дал старт постепенному переходу от бумажных трудовых книжек к электронным. Вся информация о трудовой деятельности человека начала переезжать в цифру.

Вторая репетиция перехода на КЭДО была более масштабной, в ней участвовали почти 400 организаций во всех регионах России — крупные компании и холдинги, федеральные ведомства, средний и малый бизнес (кроме ИП). Эксперимент затронул почти миллион сотрудников. Работодатели сами выбирали виды документов, которые они переводили в электронный вид. После завершения пилота 30 организаций не захотели возвращаться к бумаге. А Минтруд разрешил любым негосударственным компаниям использовать кадровый ЭДО.

Логичный итог эксперимента — новые законодательные акты. В 2020 году пандемия коронавируса ускорила принятие Федерального закона № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях», а в 2021 году был принят Федеральный закон № 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Три новых статьи Трудового кодекса о кадровом ЭДО

Закон № 377-ФЗ, который по сути, стал основным для КЭДО, добавил в Трудовой кодекс новые статьи:

  • ст. 22.1 «Электронный документооборот в сфере трудовых отношений», дано определение кадрового электронного документооборота;
  • ст. 22.2 «Порядок введения электронного документооборота и приема на работу к работодателю, использующему электронный документооборот»;
  • ст. 22.3 «Взаимодействие работодателя и работника посредством электронного документооборота.

Что изменили новые статьи Трудового кодекса

  • разрешили обмениваться кадровыми документами с сотрудниками в электронном виде;
  • описали, как вести КЭДО с новыми и ранее принятыми сотрудниками;
  • регламентировали оформление перехода на КЭДО;
  • обозначили, какие документы нельзя применять в электронном виде, и разрешили работодателям самим формировать перечень документов для КЭДО;
  • уточнили, какие электронные подписи использовать;

Другие нововведения для КЭДО

Портал «Работа в России»

С 1 сентября 2022 года заработала Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений — «Работа в России». Портал развивается, в планах — объединить участников трудовых отношений на всех этапах: при поиске и приеме на работу, в процессе трудовых отношений, при повышении квалификации, увольнении. Сервис предназначен для создания, использования и хранения кадровых электронных документов.

Платформа имеет свои ограничения: здесь можно подписывать и архивировать документы, но не получится выстроить полноценные HR-процессы. «Работа в России» удобна в первую очередь для тех компаний, которые по каким-то причинам не могут обмениваться кадровой информацией и хранить ее в корпоративной информационной системе.

Мобильное приложение Госключ

В принятом законе 377-ФЗ изначально была предусмотрена возможность подписывать кадровые документы электронно. Для этого появились различные способы и возможности. Одно из решений предложило Минцифры — приложение Госключ.

С его помощью граждане могут самостоятельно получать различные виды электронных цифровых подписей и подписывать документы с сохранением юридической значимости. Для этого нужен лишь смартфон и подтвержденный аккаунт на портале Госуслуг. Сервис удобен, например, для обмена цифровыми кадровыми документами с кандидатами и сотрудниками или подтверждения личности новичка при удаленном приеме на работу.

Интеграция с порталом Госуслуг

Постановление Правительства № 1192 открыло для работодателей и сотрудников еще один канал взаимосвязи и обмена кадровой информацией — портал Госуслуг. С его помощью компании могут:

  • получать от работника заявления и уведомления из личного кабинета для физлица;
  • передавать сотруднику документы в цифровом виде через выгрузку на Госуслугах;
  • пересылать работнику экземпляры, подписанные простой электронной подписью (ПЭП).

Работникам/соискателям доступны такие операции, как:

  • создание цифровых кадровых документов;
  • их подписание с помощью ПЭП или приложения Госключ;
  • передача документов работодателю.

Но на базе Госуслуг нельзя согласовать кадровые документы, разделить их по видам подписей (ПЭП/УНЭП/УКЭП), проконтролировать процесс ознакомления с ЛНА, получить результаты рассмотрения заявления. Такие возможности сейчас есть лишь в специализированных системах для КЭДО.

Единый формат электронных кадровых документов

Единый формат кадрового электронного документа: основные элементы и последние изменения До 1 марта 2023 года организации, перешедшие на КЭДО, оформляли электронные документы так, как им было удобно или как это получалось. Ясность внес Приказ Минтруда РФ № 578н «О единых требованиях к электронным документам, оформляемым без дублирования на бумажном носителе», который ввел единые правила оформления кадровых документов в цифре.

Теперь информационные системы быстрее и качественнее обрабатывают сведения. В результате государству проще автоматизировать процессы, меньше времени уходит на проверки. А россияне могут отправлять в организации любые трудовые документы, не опасаясь, что там их не смогут прочитать.

Машиночитаемая доверенность

МЧД — новый инструмент, подтверждающий полномочия сотрудников на подписание документов от лица организации. Это документ в XML-формате с данными доверителя (физлица, ИП или юрлица), представителя и информацией об объеме полномочий.

Машиночитаемая доверенность появилась не ради КЭДО, и законодательство не обязывает применять ее в кадровом документообороте, хоть она и входит в структуру единого формата кадровых документов в цифре.

Однако МЧД заметно облегчает задачи пользователям, поскольку информация о ней уже «встроена» в созданный по формату документ. Это избавляет от бумажной рутины по предоставлению, хранению и подтверждению информации о доверенности.

Очередной эксперимент сделает КЭДО обязательным для всех?

Весной 2023 года в стране снова начался эксперимент с КЭДО — на этот раз для федеральных органов власти. Его итоги подведут летом 2024 года. Многие эксперты считают: третья репетиция нужна для того, чтобы удостовериться, что бумажный кадровый документооборот — слишком дорогой, ненадежный и его нужно отменить на законодательном уровне.

По оценкам специалистов, КЭДО может стать обязательным уже в 2025 году. До тех пор будет проработан соответствующий закон, подготовлены нормативные документы, сглажены шероховатости. А всё основное к этому моменту уже узаконено, сделано и разработано.

Подготовились к обязательному КЭДО и вендоры. Разработчики сегодня предлагают не просто системы для КЭДО, а комплексные решения цифровизации приема на работу, управления отпусками, оформления командировочных, больничных, ознакомления с ЛНА компании, контроля рабочего времени.

Руслан Нуриев

эксперт по цифровизации HR-процессов Directum

«Частый кейс — внедрение решений, изначально сочетающих возможности для управления и документами, и процессами. Один из примеров — система для цифровизации кадровых процессов и документов Directum HR Pro. В ней хорошо проработана функциональность по автоматизации кадровых процессов, поэтому мы относим продукт не к HRM, a к HR BPM.


В системе есть встроенный инструмент модификации, очень многое можно настроить без программирования с помощью no-code. Мы развиваем несколько важных направлений. Например, безбумажный прием на работу как россиян, так и иностранцев. Или управление отпусками: от планирования до отзыва работника из отпуска.


Добавили работу с МЧД: при подписании документа система проверяет полномочия подписанта в машиночитаемой доверенности. Также продолжаем встраивать сервисы искусственного интеллекта в разные участки процессов».

Обязательный КЭДО не застанет врасплох

Если следовать логике «эксперимент — новый закон», получается, что до дня Х не так и далеко. Поэтому КЭДО лучше внедрить заранее, а сделать это проще всего с помощью готового решения. При выборе системы эксперты рекомендуют обратить внимание на такие возможности, как:

  • создание разных типов документов;
  • готовые шаблоны документов и маршрутов для уменьшения ошибок и экономии времени HR-специалистов;
  • настройка маршрутов согласования и отслеживания статуса документов;
  • выпуск всех видов электронной подписи для сотрудников;
  • интеграция с системами учета, например, 1С: ЗУП;
  • наличие техподдержки, которая поможет освоить систему или устранить возникающие при работе проблемы.

Конечно, закон об обязательном кадровом электронном документообороте не будет требовать немедленной цифровизации. Вероятно, у бизнеса будет переходный период, в течение которого он успеет «запрыгнуть в последний вагон». Но в этом случае у компаний останется мало времени на тщательный выбор, качественное внедрение и перестройку мышления сотрудников, которые привыкли работать по старинке — на бумаге.

Отдых без хлопот: как решения для КЭДО помогают управлять отпусками Впрочем, эксперты отмечают — важна не обязательность КЭДО, а польза и выгода от его применения. Переход в цифру помогает ускорить бизнес-процессы, сделать их прозрачнее и эффективнее, экономить время и деньги. Разработчики профильных систем постоянно совершенствуют свои продукты, ориентируясь на растущие запросы рынка. Так, большинству компаний сейчас нужен не только КЭДО, а выстроенные кадровые процессы. Поэтому компания Directum изменила лицензирование Directum HR Pro. Теперь, приобретая базовое решение для КЭДО, компания дополнительно получает возможность организовать процессы приема на работу, управления отпусками и ознакомления с ЛНА — без дополнительной оплаты.

Поэтому стоит ли ждать особый закон, чтобы перейти на удобный, качественный, быстрый кадровый электронный документооборот и начать экономить время и деньги уже сейчас?

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь